Об ожиданиях от Турции в этом году, влиянии экологической катастрофы у берегов Анапы на летний сезон 2025 года и появлении новых экзотических направлений в предложениях российских туроператоров мы побеседовали с Максимом Шиловым, директором MITT. Он поделился ключевыми тенденциями туристического рынка и тем, что сейчас сдерживает рост в различных сегментах туризма.
— Максим, кажется, этот летний сезон будет отличаться от предыдущих: экологическая катастрофа в Черном море уже привела к аннуляциям. Есть вероятность, что часть туристов откажется от поездки в Анапу и Крым, даже если Роспотребнадзор подтвердит безопасность воды и песка. Какие альтернативные курорты они могут выбрать, и что будет с ценами?
— Как подчеркивают многие туроператоры и турагенты, это серьезное ЧП уже отражается на раннем бронировании. Анапа занимает второе место среди популярных курортов Краснодарского края. В 2024 году она приняла почти 4,6 млн туристов. В случае негативного сценария, если береговую линию не удастся очистить от мазута, туристы переедут в менее пострадавшие места, такие как Геленджик и Сочи, а также в Абхазию и на средиземноморское побережье Турции. Некоторые выберут новый формат отдыха, например, отправятся на Алтай.
Краснодарский край в 2024 году установил новый исторический рекорд, приняв 20,1 млн человек. Если Анапа будет оставлена без внимания, гостиницы в других курортах края ощутят приток туристов, и цены в сезон значительно возрастут по сравнению с прошлым годом.
Но не буду нагнетать атмосферу. Все станет ясно к закрытию весны, когда начнется массовое бронирование. Туристы будут отслеживать свежие новости и принимать решения. В настоящее время вся надежда на местные власти — они активно работают по очистке побережья с помощью волонтеров.
— Вы отметили Турцию как одну из альтернатив нашим черноморским курортам. Тем не менее, по оценкам турбизнеса, цены там уже увеличились на
— Сразу скажу: с Турцией все в порядке. Она была, есть и будет любимым местом отдыха россиян. Это подтверждает статистика туристического потока за 2024 год. Наши соотечественники, в числе 6,7 млн человек (включая и меня), заняли первое место на турецких курортах, обойдя немцев. Мы почти достигли показателей 2019 года, когда в Турцию отправились 7,03 млн человек. Ранние бронирования на сезон 2025 уже превысили прошлогодние показатели, а рост цен остается в пределах
Однако не все так прекрасно на турецких курортах. Не углубляясь в внутреннюю политику Турции, выделим несколько факторов, требующих внимания:
- Изменения в структуре туристического потока из России. Сравнительно с допандемийным периодом произошли значительные изменения в географии. Если в 2019 году Стамбул посетили 700 тыс. россиян, то в 2024 году — более 2 млн. Это объясняется тем, что Стамбул теперь используется как транзитный хаб для перелетов в третьи страны. Однако поток на пляжные курорты все еще существенно ниже допандемийного.
- Инфляция в Турции. Она влияет на снижение реальных доходов участников туристического рынка, даже при хорошей загрузке отелей. Это заставляет их увеличивать цены больше, чем в том же Египте или ОАЭ. Из-за этого в турбизнес-сообществе неоднократно поднимался вопрос об отмене популярной системы «все включено».
- Проблемы инфраструктуры. К ним относится работа аэропорта Анталии, который не раз оказывался в центре новостей в 2024 году. Также трагедия в отеле Grand Kartal тоже в этом контексте.
Кстати, на MITT в этом году будет самая крупная за последние годы экспозиция Турции. Не пропустите возможность увидеть, чем Турция собирается нас удивить в 2025 году — с
— Если говорить о выездном туризме, полагаете ли вы, что есть перспектива появления новых туристических направлений с учетом ограниченного количества прямых рейсов для российских туристов?
— Вы правы, прямые рейсы — это важный стимул для туристического потока. Сейчас перелеты из России осуществляются в около 40 стран, и, несмотря на сложности и ограничения, список расширяется.
Тем не менее, наблюдается рост спроса на путешествия даже при отсутствии прямого авиасообщения. Например, в африканском направлении наладили авиасообщение с шестью странами, в основном в Северной Африке, но также отмечается рост интереса к юго-восточной части континента, включая уникальную Уганду, куда прямых рейсов нет. Хотелось бы выделить несколько факторов, которые способствуют росту потока туристов в Уганду:
- Правительство Уганды в 2022 году приняло программу развития туризма, в рамках которой развивает инфраструктуру и активно продвигает страну на туристическом рынке. Замечу, что посол Уганды в России, г-н Мозес Каваалууко Кизиге, является настоящим амбассадором своей страны и содействует ее участию в MITT 2025.
- Международный аэропорт Энтеббе в Кампале принимает рейсы со всего мира.
- Развитие малой авиации улучшает транспортную доступность национальных парков Уганды для туристов.
Конечно, речь не о массовом туризме — африку открывают в основном опытные путешественники в поисках новых эмоций и впечатлений. Тем не менее, туристический поток может значительно увеличиться, особенно с учетом «эффекта низкой базы».
Обсуждения о прямых рейсах в Уганду идут с 2019 года, и новости об этом время от времени появляются в СМИ, но их судьба остаётся неопределенной. В условиях нехватки самолетов любой доступный борт чаще всего ставят на маршруты с гарантированной загрузкой 100%. Поэтому россиянам придется использовать ближневосточные и эфиопские хабы, чтобы добраться до Уганды.
— Если продолжить разговор о экзотике, ждете ли вы возобновления полетных программ в Венесуэлу?
— Венесуэла с ежегодным ростом на 16% вошла в топ-25 самых популярных направлений у российских туристов. В 2024 году в Венесуэлу стало 23 тыс. туристов, что сопоставимо с туристическими потоками в Бахрейн, Маврикий или Марокко.
Но будущее этого направления для россиян выглядит неясным. В конце 2024 года крупные туроператоры один за другим завершили полетные программы в Венесуэлу. Причины этого в конкуренции с Кубой, где можно получить лучший сервис за сопоставимые или даже меньшие деньги. На сегодняшний день из России всего один прямой рейс Conviasa, выполняющий рейсы в Каракас раз в две недели.
Тем не менее, национальный стенд Венесуэлы на MITT снова станет украшением выставки. Мы ожидаем визита министра туризма Венесуэлы, и надеемся на возможность обсудить увеличение туристического потока в эту страну.
— Какие еще тенденции этого сезона вы бы выделили?
— Увеличение спроса на оздоровительный отдых — это устойчивая тенденция последних лет. Этот спрос сохранится и в этом году. Все больше россиян активно посещают белорусские санатории. Я знаю от белорусских коллег, что в 2024 году впервые за 18 лет были побиты рекорды 2006 года по продажам путевок в санатории. Более 1,5 млн гостей белорусских санаториев обеспечили рост выручки на четверть по сравнению с 2023 годом. Туристы из России, безусловно, оказали значительное влияние на этот результат.
Спрос на раннее бронирование на 2025 год также выглядит оптимистично. Несмотря на небольшие скидки (около 10%), белорусские варианты все же на
Что касается санаториев в России, туристы продолжают выбирать знакомые маршруты. Это Черноморское побережье — Краснодарский край и Крым, Ставрополье, Алтай, Поволжье, Ленинградская и Московская области, а также Башкортостан, Тюмень и Калининград. Динамика здесь почти отсутствует — спрос сильно превышает качественное предложение, и новые современные объекты открываются крайне редко.
И это подчеркивает, что потенциал оздоровительного отдыха в Беларуси огромен — все эти люди могли бы совмещать лечение с отдыхом в России. Турбизнес и государству необходимо всерьез подумать о том, как вернуть туристов в отечественные санатории.
Эти важные вопросы мы собираемся обсудить на большой панельной дискуссии в рамках деловой программы MITT 2025 совместно с Ассоциацией оздоровительного туризма и корпоративного здоровья. Ведущие эксперты поделятся актуальным анализом и своими идеями по развитию этой сферы.
— Еще одна заметная тенденция последних лет в России — это рост автотуризма. Каковы ваши ожидания, и что, по вашему мнению, мешает этому росту?
— Автотуризм действительно развивается стремительно. В 2024 году было совершено более 25 млн таких поездок, и к 2030 году ожидается удвоение этого показателя — до 50 млн. Количество автомобильных туристов в Краснодарском крае в 2024 году выросло на 60%. Основные причины: рост цен на ж/д и авиабилеты, а также смещение интереса россиян на внутренний туризм.
Однако есть факторы, которые препятствуют развитию автотуризма, и они известны почти каждому водителю. Это:
- Дороги. Проблемы различны: от состояния покрытий до безопасности и пропускной способности отдельных участков, а также наличие дорог до популярных туристических мест.
- Придорожная инфраструктура: места для размещения (гостиницы, кемпинги), организации питания, наличие заправочных станций и СТО, а также детская инфраструктура.
- Высокая стоимость автотранспорта и его обслуживания.
Важно отметить, что для решения этих проблем предпринимаются меры, и правительством РФ принята концепция развития автотуризма до 2035 года. В данный момент реализуется первый этап — разрабатываются стандарты и маршруты, определяются необходимые меры государственной поддержки. Уверен, что с комплексным подходом автотуризм в России будет развиваться в правильном направлении.