20 МАЯ. КЧР Мнение декана факультета экономики, управления и права Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС, Елены Акопян.
Ситуация на рынке труда, формирующаяся под влиянием демографических изменений, изменяющегося спроса со стороны работодателей, активного внедрения новых технологий и введения санкций, требует пересмотра образовательной политики государства.
Во-первых, следует учитывать реальные потребности в трудовых ресурсах на ближайшую перспективу. В настоящее время активно цифровизируются многие процессы, что приводит к изменениям в перечне профессий и специализаций. Многие эксперты обсуждают потенциальные тренды спроса на те или иные специальности. Однако практика показывает, что внедрение цифровых технологий обычно приводит к сокращению потребности в специалистах, выполнявших менее сложные задачи. Если взять, к примеру, популярные у абитуриентов ИТ-специальности, можно предположить, что в ближайшем будущем обработка простых задач по тестированию программ, интерактивной разработке кода и решению типовых задач будет осуществляться с помощью искусственного интеллекта. Но это не означает, что человек полностью исключён из процесса создания программных продуктов на всех этапах. Основной вопрос заключается в том, какие специалисты будут наиболее востребованы.
Во-вторых, важно понимать, что простое перераспределение мест в вузах не гарантирует трудоустройство выпускников по соответствующим специальностям. Например, можно рассмотреть ситуацию с кадрами в средних образовательных учреждениях. Несмотря на большое количество бюджетных мест, кадровый дефицит в школьном образовании очевиден. Здесь возникают вопросы о мотивации абитуриентов, которые они руководствуются при выборе педагогической специальности, а также соотношения нагрузки и зарплаты педагогов в процессе их трудовой деятельности.
В-третьих, параллельно с квотированием мест для поступления необходимо обращать внимание на качество образования. Обеспечение образовательными услугами надлежащего уровня является приоритетной задачей в реализации государственной образовательной политики.