Индивидуальная российская марка одежды Abzaeva, созданная молодым дизайнером Надеждой Абзаевой из Улан-Удэ, воплощает идею сохранения культурного наследия и древних традиций Бурятии. В основе концепции лежит философия локальной идентичности, связь с природой и историческими корнями, а также переосмысленный подход к формам кочевой культуры в условиях современного технологического мира. Регулярный участник и резидент Московской недели моды, Надежда поделилась с нами своим видением современного дизайна, объединением шаманских практик с ИИ, внутренней природой и значимостью идентификации в жизни человека.
– Надежда, вы упомянули, что принадлежите к одному из шаманских родов с острова Ольхон, и это действительно заметно в вашем творчестве.
– Мой род, шаманский род Абзай по отцу, происходит с Ольхона на Байкале — одного из мощнейших центров шаманизма на Земле. Для меня и моей семьи шаманизм является важным аспектом повседневной жизни и всегда находится рядом. В своем дизайне одежды я стремлюсь передать уникальное ощущение гармонии между миром и природой, формой и временем. Я назвала свой бренд Abzaeva, чтобы подчеркнуть важность знания истории своего рода. Мы живем в мире, где вещи быстро устаревают, но родовые традиции остаются неизменными и актуальными. Меня вдохновляет шаманизм как часть моей ментальности, но я, будучи светским человеком, выражаю свою любовь к искусству и использую знания в качестве источника вдохновения. Моя миссия – делиться своим миром, создавать свою вселенную и разрабатывать уникальный дизайн.
– В вашем роду были настоящие шаманы?
– Мой прадедушка. К сожалению, я не успела его встретить, родилась в тот год, когда он ушел из жизни. Но по воспоминаниям родителей, он был очень сильным шаманом, к которому приходили люди за советом и помощью. Несмотря на то, что моя мама педагог, а папа ученый, у нас в семье особенно относятся к молитвам, обрядам и знамениям. Мне кажется, говорить об этом — очень искренне, ведь смысл моего бренда и деятельности заключается в передаче моего взгляда на мир, того, во что я верю и что люблю.
– Ваша новая коллекция вдохновлена «шаманскими практиками»?
– Эта мысль присутствует в каждой моей коллекции. В этот раз я решила поэкспериментировать с нейросетью, и в результате получились необычные бусины на подвесах. Однажды моя семья нашла запись буддийской молитвы в тетради бабушки. Я попросила отца прочитать ее и загрузила текст на бурятском языке в нейросеть. Я не ожидала, что получится что-то стоящее, но ИИ выдал удивительное изображение фактурной сферы. Идея не покинула меня, и в сотрудничестве с Институтом культуры Улан-Удэ мы разработали 3D-модель бусины и распечатали её на 3D-принтере. Думаю, у никого подобного пока нет. В полученное основание мы добавили пластик и керамику, создав вручную бусины, внутри которых скрыты буддийские тексты. Это визуализация молитвы, но я подчеркиваю, что она не имеет сакрального значения. Я интерпретирую и работаю с культурным кодом не только как дизайнер, но и как исследователь.
– Как всё начиналось, когда вы представили свою первую коллекцию?
– Всё началось еще на начальном этапе обучения в онлайн-академии дизайна. Первая коллекция называлась «Хара Хун» и сразу завоевала призовое место на Baikal fashion week. Этот момент стало для меня важным толчком для дальнейшего развития. Стартовые инвестиции в бренд я получила через стипендии и гранты, которые выиграла как куратор и искусствовед — это моё основное образование наряду с дизайном. В 2020 году на MBFW я представила коллекцию «Ветер дует», в которой были заложены звуки, движение и взаимодействие миров. Когда ветер дует, развевая молитвенный флаг хий морин, люди читают молитвы, соединяющие мир природы и духов, что создает гармонию и единство.
– Вашему бренду уже 5 лет!
– Да, в этом году юбилей! У меня маленький экспериментальный цех, всего два помощника, но я планирую расширять команду и постоянно обучаться. Этой весной на Неделе моды планирую показать новую коллекцию и уже потихоньку формирую в голове образы и концепции. Но пока, с вашего разрешения, оставлю этот процесс в секрете.
– Кто ваши потенциальные клиенты?
– Те, кому откликается моя идея и концепция. Это не просто одежда, а история о смыслах, которые за ней стоят, о локальной идентичности и культуре. Когда я училась, мне предложили составить портрет целевого клиента, но я не смогла определиться, для кого именно делаю свою одежду. В итоге решила создавать её для себя. Первые клиенты были мои знакомые и друзья, а вскоре ко мне начали приходить креативные профессионалы: дизайнеры, архитекторы, художники и исследователи трендов. Это удивительные люди, и я испытываю благодарность за возможность знакомства с ними. Сегодня одежду бренда носят Тося Чайкина и певица Линда.
– Вы работаете в основном с натуральными материалами?
Я стараюсь использовать натуральные ткани — работаю с хлопком различных плотностей и окрашивания, но также есть вещи из смесовых материалов. Некоторые изделия создаются из обрезков ткани, оставшихся после производства. Принцип бренда — безотходное производство. Из «ненужной» ткани получаются интересные аксессуары и необработанные фактурные края одежды. Это трудоемкий процесс, но он того стоит. Например, дорожные сумки, напоминающие бараньи косточки, вдохновленные национальной игрой «Шагай наадан», в которую играли в Бурятии с XIII века. Я считаю, что эта форма веками считалась эстетическим каноном, и мне кажется логичным создавать изделия в подобной форме. Каждый человек ищет свою внутреннюю природу, и я верю, что это выразительное словосочетание дает простор для интерпретации и смысла.