Летом во Владивостоке можно арендовать водный мотоцикл за 5000-6000 рублей на час и насладиться катанием по морю. Однако управлять им имеет право только тот, кто получил морские права, иначе грозит штраф в 10 000 рублей. В случае, если техника не зарегистрирована, за это добавляется ещё 15 000 рублей. При этом всю ответственность несёт именно водитель, а не арендодатель.
Час аренды двух- или трёхместного водного мотоцикла во Владивостоке стоит от 5000 до 14 000 рублей, а день – от 33 000 до 80 000. В стоимость обычно включены техника, полный бак топлива и спасательные жилеты, иногда – очки и водонепроницаемый чехол.
По словам представителя компании, сдающей в аренду гидроциклы в районе яхт-клуба «Новик», их клиенты получаются рекомендации по безопасности на воде. Например, им советуют избегать бугров в бухте Труда, так как под водой могут быть остатки кораблей, и вообще нужно уходить в открытое море. Чтобы избежать столкновений с другими гидроциклами и катерами, лучше расставаться левыми бортами.
«Я всегда рекомендую своим клиентам не подбираться слишком близко к другим, не создавать лишней суеты, кататься и получать удовольствие… Без жилета выходить в акваторию нельзя, так как в случае непредвиденной ситуации жилет может спасти жизнь», – отметил представитель компании Jet Ski 25.
Перед арендой обычно спрашивают об опыте, но права не проверяют. Прежде чем усадить человека на гидроцикл, он подписывает документы, подтверждающие, что вся ответственность лежит на нём, в том числе за отсутствие необходимых документов. Получить морские права непросто: в учреждении дополнительного профессионального образования «Учебный центр «Асклепия» рассказали, что курс обучения управлению гидроциклом стоит 20 000 рублей. Он включает теорию и практику на море, а сам экзамен в ГИМС довольно сложен. Поэтому учиться ради пары заездов в летний сезон нерационально.
«Тот, кто арендует гидроцикл, должен понимать, что ответственность за любые правонарушения лежит на нём. Если гидроцикл не зарегистрирован, штраф составит 15 000 рублей, если нет прав – 10 000 рублей», – заявил Илья Асмаковский, главный государственный инспектор по маломерным судам Приморского края. – Недавно мы провели рейд с полицией, в том числе по случаю гидроциклистов, и накрыли некоторую точку, поймав несколько нарушителей. В мотоцикле топлива немного, а на катере может быть до двух тонн. Мы можем следовать за ними и привлекать за нарушения.
Чтобы избежать штрафа за незарегистрированный гидроцикл, его можно проверить, используя QR-код, который должен быть размещен в бардачке, или пробить бортовой номер через сервис проверки.
В федерации водно-моторного спорта Приморского края добавили, что для безопасности катателя, кроме спасательного жилета, необходимо иметь шлем, фальшфейер (для подачи сигналов о помощи, если возникнут проблемы) и солнцезащитные очки.
«Лишь 10% людей используют шлемы, остальные катятся без них. Но на любой волне, оставленной проходящим судном или другим мотоциклом, можно подпрыгать и упасть в воду с силой, что может привести к потере сознания. Можно удариться о руль, переворачиваясь через него. Однако главное, что нужно иметь на байке, – это спасательный жилет. Мотоцикл имеет парусность: его может унести ветром, и рулевой не успеет вернуться. Представьте, человек пытается плыть, но не может добраться. Были случаи, когда люди провели всю ночь в Амурском заливе, а байк ушёл на другую сторону», – отметил Дмитрий Борисов, пресс-атташе федерации водно-моторного спорта Приморского края.
Владельцы гидроциклов и капитаны катеров соглашаются в одном – необходимом уважении друг к другу. Понимание того, что ты не один в акватории, подразумевает, что не стоит приближаться к другим водным мотоциклам и маломерным судам, чтобы избежать происшествий, как это произошло в 2023 году, когда гидроцикл врезался в моторную лодку или когда погиб ребёнок. Такие инциденты могут случиться, если ехать прямо против солнца или когда лодка оказывается в тени мыса.