10 ИЮНЯ. КЧР Мнение эксперта, заведующего кафедрой Северо-Кавказского института – филиала РАНХиГС, Валерии Братковой.
Реализация масштабных проектов дорожного строительства сопровождается сложной логистикой, требующей координации множества участников и значительных финансовых вложений. Запущенный в 2019 году, Национальный проект «Безопасные качественные дороги» стал центральной инициативой по модернизации инфраструктуры в России, с акцентом на безопасность и улучшение состояния транспортных артерий в крупных городах и на федеральных трассах.
Достигнутые результаты в рамках Нацпроекта к 2024 году оказались весьма значительными: обновлено и построено более 60 000 километров дорожного покрытия, сокращено количество смертельных случаев в дорожно-транспортных происшествиях на 25%, широко внедрено более трёх тысяч интеллектуальных камер для фиксации правонарушений, а также разработаны и внедрены современные стандарты разметки и освещения, с акцентом на зоны пешеходных переходов. В 2024 году Нацпроект «Безопасные качественные дороги» был официально завершен.
Национальный проект «Эффективная транспортная система» рассчитан до 2030 года. Он ориентирован на увеличение скорости и объёма перемещения людей и грузов внутри страны и за её пределами.
На самом деле, Национальный проект «Эффективная транспортная система» является одним из главных инфраструктурных проектов России до 2030 года, его основная цель — коренное преобразование транспортного комплекса страны для обеспечения быстрого, безопасного и удобного перемещения людей и грузов как внутри страны, так и на международных маршрутах.
Ключевые цели проекта включают: увеличение скорости грузоперевозок в 1,5–2 раза, рост пассажиропотока на ключевых направлениях, снижение логистических издержек для бизнеса на 20–30%, интеграция в международные транспортные коридоры, строительство и модернизация 10 000 км магистралей, реконструкция и строительство аэропортов, а также внедрение инновационных технологий, таких как беспилотный транспорт и ИИ-управление светофорами. Общий бюджет превышает 8 трлн рублей. Ожидается: сокращение времени доставки грузов на 30%, удвоение транзитного потенциала России и создание более 500 000 новых рабочих мест. Путешествия между городами станут более быстрыми и комфортными, а грузоперевозки — более дешевыми и надежными благодаря мультимодальным коридорам. Также будут разработаны сервисы для анализа грузовых перевозок, чтобы облегчить расчет оптимального маршрута. Однако существуют и проблемы, такие как высокая стоимость проектов, качество выполнения работ, санкции, ограничения на технологический импорт и нехватка квалифицированных специалистов в транспортной отрасли.
Развитие транспортной инфраструктуры в России действительно стало стратегическим приоритетом, объединяющим крупные федеральные проекты и конкретные региональные инициативы.