18 октября 1942 года в осаждённом Ленинграде открылся театр, что стало уникальным событием в мировой истории. Во время войны, когда люди страдали от голода, нашлись те, кто вдохновлял их на борьбу. Ivbg рассказывает о том, как всё происходило и чем театр является сегодня.
Как возник театр?
18 октября 1942 года на первом этаже здания Пассажа — известной торговой галереи, открывшейся в 1848 году, прошла премьера спектакля «Русские люди» по пьесе Константина Симонова. С этого момента началась многолетняя история этого культурного учреждения. Роли в спектакле исполнили артисты эвакуированного Театра драмы им. Пушкина и их коллеги из Радиокомитета.
Спектакль быстро переполнил зал: за год его показывали почти 60 раз, и около 56 тысяч зрителей успели его увидеть.
Актёр Александр Янкевский вспоминал: «В зале тоже русские люди в ватниках, шинелях, с автоматами — прямо с фронта или прямо на фронт».
Театр был основан под названием «Городской» по решению Ленинградского комитета искусств, но в народе его прозвали Блокадным.
Деятельность театра в годы блокады
С момента премьеры до окончания блокады театр продолжал функционировать. На его сцене ставили пьесы «Фронт» Александра Корнейчука, «Нашествие» Леонида Леонова и «Жди меня» Константина Симонова. Кроме того, здесь показывали произведения классической литературы, такие как пьесы Островского, Тургенева и Чехова. Труппа постепенно расширялась, включая актёров Нового ТЮЗа, Агитвзвода Дома Красной Армии и Театра Балтфлота. Спектакли начинались около пяти часов вечера, чтобы зрители могли просматривать их до начала комендантского часа.
Во время артобстрелов актёры прерывали представление и спускались вместе со зрителями в бомбоубежище. После отмены тревоги спектакль возобновлялся.
Выступления проходили в холодных, неотапливаемых залах. Из-за постоянных перебоев с электричеством спектакли иногда проходили почти в темноте. Всё это способствовало сплочению людей, укрепляя их дух и веру в победу.
Городской театр также выступал в военных госпиталях и даже на линии фронта, поддерживая веру солдат в победу. Осенью 1944 года театр переименовали в Ленинградский государственный драматический.
Театр в послевоенное время
После войны театр расширил свой репертуар, включив произведения русской классики, такие как «Воскресение» Льв Толстого, «Преступление и наказание» Фёдора Достоевского, «Женитьба» Николая Гоголя. Трилогия Алексея Толстого о царе Фёдоре, «Смерть Иоанна Грозного» и «Царь Борис» стала символом театра, как чеховская «Чайка» для МХАТа. Это время стало началом уникального роста театра.
В 1950-60-е годы здесь работали такие режиссёры, как Владимир Андрушкевич, Мар Сулимов, Александр Белинский и Игорь Владимиров. На сцене дебютировали Алиса Фрейндлих (1957-1961) и Игорь Дмитриев (1949-1967). С 1959 года, когда театру было присвоено имя Веры Комиссаржевской, акцент стал смещаться к новой отечественной драме. В репертуаре появились работы Чингиза Айтматова, Фазиля Искандера, Василя Быкова и Николая Думбадзе.
Почему театр носит такое имя?
Театр получил имя Веры Комиссаржевской в честь выдающейся российской актрисы, одной из самых ярких театральных фигур своего времени. Вера Фёдоровна Комиссаржевская (1864-1910) известна своими ролями в классических и современных пьесах, а также уникальным стилем игры и глубоким пониманием персонажей. Осенью 1904 года она открыла свой собственный Драматический театр в помещении петербургского Пассажа, где самозабвенно выступала. Центральными спектаклями тогда стали «Дядя Ваня» Чехова и «Кукольный дом» Ибсена.
Антон Чехов писал о ней после исполнения роли Нины Заречной в пьесе «Чайка»: «Никто так точно, правдиво и глубоко не понимал меня, как она… Прекрасная актриса».
Комиссаржевская была одной из первых актрис, которые привнесли в русский театр психологическую глубину и эмоциональную выразительность. Она активно участвовала в театральной жизни, создании собственных проектов и поддержке новых талантов. Однако её карьера была нарушена запретом постановки «Царевна» Оскара Уайльда, что негативно отразилось на её деятельности. В 1909 году она ушла из театра, а в феврале 1910 года, находясь на гастролях в Ташкенте, заболела чёрной оспой и скончалась. Её похороны в Петербурге стали грандиозным шествием, в котором участвовало множество людей.
На месте её театра впоследствии возник «Блокадный», ныне носит имя выдающейся артистки. Хотя театр и не стал её творением, он стал наследием, оставленным ею. Решение о названии театра в её честь было принято для сохранения памяти о её вкладе в искусство. Имя Комиссаржевской стало символом высочайшего театрального мастерства и художественной уникальности.
Деятельность театра в наши дни
Театр имени В. Ф. Комиссаржевской славится сочетанием традиций и современности. Одна из его главных задач — находить баланс между классическим наследием и новаторскими идеями. Репертуар театра разнообразен: здесь можно увидеть комедии, драмы по произведениям классиков и спектакли современных авторов. Некоторые постановки проходят на Большой сцене, рассчитанной на 560 зрителей, другие — на Малой сцене для 40-70 зрителей. В труппе работают как заслуженные артисты России, так и молодые дарования.
Как отмечает ivbg, октябрь 2025 года обещает быть насыщенным. В репертуаре: «Привидения» (спойлер здесь и далее — открой, чтобы узнать больше), «В одном департаменте…», «Страсти по дивану», «Про Любовь», «Торговцы резиной», «Зойкина квартира», «Полярная болезнь», «Доктор Живаго», «Холодное сердце» и другие. Кроме спектаклей, театр предлагает экскурсии, читки пьес, литературные вечера, выставки и презентации книг.
Семейная драма по пьесе Генрика Ибсена «Привидения» (18+) рассказывает историю фру Алвинг, которая живёт в доме, где призраки прошлого не дают ей покоя. Женщину посещают дух камергера Алвинга, пастор Мандерс, который проповедует добродетель, и её сын Освальд, удивительно напоминающий отца. Фру ведёт безрадостное существование, лишённое света, любви и надежды, но стремится вернуть своё счастье и исправить ошибки прошлого.
В комедии судьбы титулярных советников Акакия Акакиевича Башмачкина и Аксентия Ивановича Поприщина предстают трагикомическими персонажами. Они высмеивают и себя, и общество, в котором живут, размышляя о причинах своей судьбы. Ответы зрителям приходится искать внутри себя.
«Страсти по дивану» (16+) — лирическая комедия Майи Тульчинской о четырёх женщинах, судьбы которых повторяются. Из поколения в поколение их жизнь движется по кругу, где матери и дочери повторяют ошибки и обиды. Эгоизм и непонимание становятся частью их истории, которая, несмотря на изменения, остаётся неизменной. Главная тема переплетается с различными эпизодами, раскрывая сложные отношения и эмоциональные переживания.
Отмечается, что изюминку постановке добавляют декорации и костюмы, созданные московским художником Юттой Роттэ.
Сюжет сосредоточен на семье русского интеллигента Юрия Живаго, развертывающейся на фоне сложных событий начала XX века. Зрители увидят, как переплетаются судьбы доктора и его любимых женщин.
Интересно, что в 2022 году культурное учреждение отметило 80-летие со дня первой премьеры.








